Положение о библиотеке

последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются:
•

•
•
•
•
•

обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации,
знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации;
привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной,
художественной, научно-популярной литературы;
содействие развитию
познавательных интересов
и
способностей
обучающихся;
обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической
литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной
среды.

2.3. Библиотека выполняет следующие функции:
2.3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной
организации:
•
•

•

•
•

комплектует основной фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами;
участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа
входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, и учебными пособиями, допущенными к использованию при
реализации указанных образовательных программ;
аккумулирует фонд документов, создаваемых в образовательной организации
(публикаций и работ педагогов образовательной организации, лучших
научных работ и рефератов учащихся и др.);
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю образовательной организации.

2.3.2.
Осуществляет
дифференцированное
обслуживание обучающихся:
•
•

библиотечно-информационное

предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;

оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности
обучающихся;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности;
• содействует педагогическим работникам в организации образовательного
процесса и досуга обучающихся.
•

2.3.3.
Осуществляет
дифференцированное
обслуживание педагогических работников:

библиотечно-информационное

выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные
с обучением, воспитанием обучающихся;
• содействует
профессиональной компетенции педагогов, повышению
квалификации, проведению аттестации;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций);
• способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры обучающихся, является базой для проведения практических занятий
по работе с информационными ресурсами.
•

2.3.4.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
•

3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
образовательной организации.
3.2. Непосредственное руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который
назначается руководителем образовательной организации.
3.3. Заведующий библиотекой несет ответственность в пределах своей компетенции за
организацию и результаты деятельности библиотеки.
3.4. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет
образовательной организации на утверждение следующие документы:
•
•

положение о библиотеке, правила пользования библиотекой
планово-отчетную документацию.

3.5. В состав библиотеки входит:

руководителю

абонемент;
отдел учебников;
отдел информационно-библиографической работы;
3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с
планами работы библиотеки и режимом работы образовательной организации.
•
•
•

3.7. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги,
перечень которых определяется уставом образовательной организации.
3.8. Режим работы библиотеки определяется библиотекой с учетом режима работы
образовательной организации. 1 раз в месяц предусматривается санитарный день, в
который обслуживание пользователей не производится.
4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
4.1. Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции:
сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт),
включающим список поступивших документов;
• составление первичного учетного документа для поступлений без
сопроводительной документации;
• регистрация поступивших документов в регистрах суммарного, группового и
индивидуального учета (ГОСТ 7.0.93-2015 «Библиотечный фонд. Технология
формирования»).
•

4.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать
требования Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности». Документы, включенные в перечень экстремистских
материалов, приобретать запрещено, при выявлении их в фонде – изымать из доступа.
4.3. Учет и обработка документов библиотечного фонда.
4.3.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным
способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу
суммарного учета документов основного фонда».
Поступившим документам присваивают индивидуальный регистрационный номер
(инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера,
системный номер для электронных документов) и шифр хранения.
Регистрационные номера и шифры отмечают в регистрах индивидуального учета
документов – инвентарной книге, картотеке регистрации газет, журналов, учетной базе
данных.
Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель с наименованием
образовательной организации должен быть прямоугольной формы, размером не
больше чем 1,5?4 см.
Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа —
на первой странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом

нижнем углу и на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель
ставится только на обложке или на первой странице текста.
Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в
электронной базе данных библиотеки.
4.3.2. Учет и обработка специализированного фонда. Специализированный фонд
учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда.
Учет документов специализированного фонда, как многоэкземплярной литературы,
осуществляется групповым способом и отражается в «Книге суммарного учета
учебного фонда» и в картотеке регистрационных карточек.
На каждое наименование документов специализированного фонда заводится отдельная
учетная карточка. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников
расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов – по алфавиту
фамилий авторов или заглавий. Для контроля за сохранностью учетных карточек они
регистрируются в «Журнале регистрации учетных карточек учебников».
Техническая обработка документов предусматривает следующие операции:
проставление на каждом документе штемпеля библиотеки в соответствии с
пунктом 4.3.1 настоящего положения;
• установление средств защиты от утраты (магнитный датчик, радио-чип, иной
вид маркировки);
• изготовление и прикрепление к документу паспорта учебника. Паспорт
учебника приклеивается на последней странице учебника. Заполняется при
выдаче читателю.
•

Учет специализированного фонда предусматривает отражение его состава в справочнобиблиографическом аппарате библиотеки, в том числе в электронной базе данных.
4.4. Выбытие документов библиотечного фонда.
4.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава библиотечного
фонда, включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость по содержанию,
утрату. Исключение документа из библиотечного фонда проводится на основании
анализа состава библиотечного фонда и результатов его проверки.
4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения или
физического износа документа.
4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную утрату
эксплуатационных качеств документа в результате внешнего воздействия.
4.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности тематики,
подтверждаемую
отсутствием
спроса
читателей,
невостребованностью
в
перераспределении и реализации.

4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки по
причинам потери, хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе
хакерской атаки и
невосстановимого сбоя электронного
оборудования)
или
социального характера, по неустановленной причине.
4.4.6. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в
соответствии с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда,
утвержденным приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077.
4.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их
списания комиссией, созданной руководителем образовательной организации.
4.4.8. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Проверка документов библиотечного фонда
5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с
периодичностью раз в 5 лет на основании графика проверки, утвержденного
заведующим библиотекой.
5.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в
обязательном порядке:
при поступлении новых документов в фонд;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
• при реорганизации или ликвидации образовательной организации.
•
•
•

5.3. По итогам проверки заведующий библиотекой составляет акт. Если какие-то
документы отсутствуют по неустановленной причине, то к акту прикладывается их
список, в котором фиксируются сведения о количестве документов библиотечного
фонда в наличии и количестве отсутствующих документов, в том числе по
неустановленной причине. В акте также указывается номер и дата акта предыдущей
проверки.
5.4. Проверка библиотечного фонда на наличие документов, включенных в
федеральный список экстремистских материалов, опубликованный на официальном
сайте Министерства юстиции Российской Федерации, проводится в соответствии с
отдельным локальным актом образовательной организации.
5.5. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и
невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в
соответствии с действующим законодательством.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».