Химия
Программа по химии на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС
ООО, а также на основе федеральной рабочей программы воспитания и с учётом
концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях
Российской Федерации.
Курс химии на уровне основного общего
образования ориентирован на освоение обучающимися системы первоначальных
понятий химии, основ неорганической химии и некоторых отдельных значимых
понятий органической химии.
При изучении химии на уровне основного общего
образования важное значение приобрели такие цели, как: – формирование интеллектуально
развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному
принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни; – направленность обучения на
систематическое приобщение обучающихся к самостоятельной познавательной
деятельности, научным методам познания, формирующим мотивацию и развитие
способностей к химии; – обеспечение условий,
способствующих приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности,
познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности; – формирование общей функциональной
и естественно-научной грамотности, в том числе умений объяснять и оценивать
явления окружающего мира, используя знания и опыт, полученные при изучении
химии, применять их при решении проблем в повседневной жизни и трудовой
деятельности; – формирование у обучающихся
гуманистических отношений, понимания ценности химических знаний для выработки
экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; – развитие мотивации к обучению, способностей к
самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Первоначальные
химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека.
Химия в системе наук. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное
состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы.
Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное
учение.
Химическая формула. Валентность атомов
химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная
масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в
соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса.
Взаимосвязь количества, массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты по
формулам химических соединений.
Физические и химические явления. Химическая
реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент:
знакомство с химической посудой, правилами
работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием,
изучение и описание физических свойств образцов неорганических веществ,
наблюдение физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в
ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание
медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и
описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара,
взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с
раствором соли меди (II), изучение
способов разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование, выпаривание,
дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной соли, наблюдение и
описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы,
создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие
представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха.
Кислород – элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе,
физические и химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение
кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности.
Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции,
термохимические уравнения, экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и
метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового
слоя.
Водород – элемент и простое вещество.
Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение,
способы получения. Кислоты и соли.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим
уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как
растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость
веществ в воде. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды.
Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в
природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений.
Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные)
и несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства
оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и
нерастворимые основания. Номенклатура оснований. Физические и химические
свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура
кислот. Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н.
Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и
химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами
неорганических соединений.
Химический эксперимент:
качественное определение содержания кислорода
в воздухе, получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода,
наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и
прекращения горения (пожара), ознакомление с образцами оксидов и описание их
свойств, получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода
(горение), взаимодействие водорода с оксидом меди (II) (возможно использование видеоматериалов), наблюдение образцов веществ
количеством 1 моль, исследование особенностей растворения веществ с различной
растворимостью, приготовление растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием)
(возможно использование видеоматериалов), исследование образцов неорганических
веществ различных классов, наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах
кислот и щелочей, изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации,
получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора
соли, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических
соединений».
Периодический
закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение
атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Первые попытки классификации химических
элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные
металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды
и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы
Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы.
Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер.
Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических
элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов
химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и
периодам.
Значение Периодического закона и
Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И.
Менделеев – учёный и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и
неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления.
Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления.
Окислители и восстановители.
Химический эксперимент:
изучение образцов веществ металлов и
неметаллов, взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей,
проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных
реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении
химии в 8 классе осуществляется через использование как общих
естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для
отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный
факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность,
наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон,
ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество,
тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы
измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы,
горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и
химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в
изменении свойств химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и
их соединений в соответствии с положением элементов в Периодической системе и
строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи.
Типы кристаллических решёток, зависимость свойств вещества от типа
кристаллической решётки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических
веществ. Химические свойства веществ, относящихся к различным классам
неорганических соединений, генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным
признакам (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому
эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости,
по участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические
уравнения.
Понятие о скорости химической реакции.
Понятие об обратимых и необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и
гетерогенных реакциях. Понятие о катализе. Понятие о химическом равновесии.
Факторы, влияющие на скорость химической реакции и положение химического
равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции,
электронный баланс окислительно-восстановительной реакции. Составление
уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода
электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с
различными видами химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые
электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания
реакций ионного обмена, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства
кислот, оснований и солей в свете представлений об электролитической
диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент:
ознакомление с моделями кристаллических
решёток неорганических веществ – металлов и неметаллов (графита и алмаза),
сложных веществ (хлорида натрия), исследование зависимости скорости химической
реакции от воздействия различных факторов, исследование электропроводности
растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно
использование видео материалов), проведение опытов, иллюстрирующих признаки
протекания реакций ионного обмена (образование осадка, выделение газа,
образование воды), опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения,
соединения), распознавание неорганических веществ с помощью качественных
реакций на ионы, решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их
соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности
строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства
простых веществ – галогенов. Химические свойства на примере хлора
(взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная
кислота, химические свойства, получение, применение. Действие хлора и
хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в
природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ –
кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства
серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как
представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Химические
реакции, лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты.
Применение серной кислоты. Соли серной кислоты, качественная реакция на
сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и
водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Азот, распространение в природе, физические и
химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и
химические свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и
химические свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная
кислота, её получение, физические и химические свойства (общие как
представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и солей
аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды
соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства.
Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота, физические
и химические свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных
удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации,
распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот
углерода в природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства,
действие на живые организмы, получение и применение. Экологические проблемы,
связанные с оксидом углерода (IV), гипотеза
глобального потепления климата, парниковый эффект. Угольная кислота и её соли,
их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная
реакция на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине,
промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических
веществах как о соединениях углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол,
глицерин, уксусная кислота). Природные источники углеводородов (уголь,
природный газ, нефть), продукты их переработки (бензин), их роль в быту и
промышленности. Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках,
углеводах – и их роли в жизни человека. Материальное единство органических и
неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические
свойства, получение и применение. Соединения кремния в природе. Общие
представления об оксиде кремния (IV) и кремниевой
кислоте. Силикаты, их использование в быту, в промышленности. Важнейшие
строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы
безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент:
изучение образцов неорганических веществ,
свойств соляной кислоты, проведение качественных реакций на хлорид-ионы и
наблюдение признаков их протекания, опыты, отражающие физические и химические
свойства галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов),
ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов), ознакомление с образцами серы
и её соединениями (возможно использование видеоматериалов), наблюдение процесса
обугливания сахара под действием концентрированной серной кислоты, изучение
химических свойств разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции
на сульфат-ион и наблюдение признака её протекания, ознакомление с физическими
свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование видеоматериалов),
образцами азотных и фосфорных удобрений, получение, собирание, распознавание и
изучение свойств аммиака, проведение качественных реакций на ион аммония и
фосфат-ион и изучение признаков их протекания, взаимодействие концентрированной
азотной кислоты с медью (возможно использование видеоматериалов), изучение
моделей кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена, ознакомление с
процессом адсорбции растворённых веществ активированным углём и устройством
противогаза, получение, собирание, распознавание и изучение свойств углекислого
газа, проведение качественных реакций на карбонат и силикат-ионы и изучение
признаков их протекания, ознакомление с продукцией силикатной промышленности,
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их
соединения
Общая характеристика химических элементов –
металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и
металлическая кристаллическая решётка. Электрохимический ряд напряжений
металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие способы получения
металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от коррозии.
Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и
промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в
природе. Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и
гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций:
положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,
строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства
магния и кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли).
Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе.
Физические и химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и
гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе.
Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент:
ознакомление с образцами металлов и сплавов,
их физическими свойствами, изучение результатов коррозии металлов (возможно
использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и
натрия с водой (возможно использование видеоматериалов), исследование свойств
жёсткой воды, процесса горения железа в кислороде (возможно использование
видеоматериалов), признаков протекания качественных реакций на ионы: магния,
кальция, алюминия, цинка, железа (II) и железа (III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами натрия, калия
и кальция (возможно использование видеоматериалов), исследование амфотерных
свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка, решение экспериментальных задач
по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и
окружающая среда
Вещества и материалы в повседневной жизни
человека. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту. Первая
помощь при химических ожогах и отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды
(предельная допустимая концентрация веществ, далее – ПДК). Роль химии в решении
экологических проблем.
Химический эксперимент:
изучение образцов материалов (стекло, сплавы
металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении
химии в 9 классе осуществляется через использование как общих
естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных
предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный
факт, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация, периодичность,
наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый
эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон,
нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд,
проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём,
агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая
решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое
пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера,
экосистема, минеральные удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные
вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы,
горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.