Обществознание
Рабочая программа по обществознанию
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с
учётом федеральной
рабочей программы
воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях
людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского
общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Целями обществоведческого образования в
основной школе являются: ·
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым
ценностям нашего народа; ·
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской
Федерации и законодательстве Российской Федерации; ·
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации
к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности; ·
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; ·
владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и государства); ·
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия
с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими
социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном
динамично развивающемся российском обществе; ·
формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в
общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
В соответствии с учебным планом
обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года
обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 КЛАСС Человек и его
социальное окружение. Биологическое и социальное в человеке. Черты
сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические,
социальные, духовные). Способности человека. Индивид, индивидуальность, личность.
Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между
поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья,
их особые потребности и социальная позиция. Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности
(игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид
деятельности. Право человека на образование. Школьное
образование. Права и обязанности учащегося. Общение. Цели и средства общения. Особенности
общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и
правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения в семье. Роль семьи в жизни
человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время
подростка. Отношения с друзьями и сверстниками.
Конфликты в межличностных отношениях. Общество, в
котором мы живём. Что такое общество. Связь общества и природы.
Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Социальные общности и группы. Положение
человека в обществе. Что такое экономика. Взаимосвязь жизни
общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности.
Ресурсы и возможности экономики нашей страны. Политическая жизнь общества. Россия –
многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране.
Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской
Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место
нашей Родины среди современных государств. Культурная жизнь. Духовные ценности,
традиционные ценности российского народа. Развитие общества. Усиление взаимосвязей
стран и народов в условиях современного общества. Глобальные проблемы современности и
возможности их решения усилиями международного сообщества и международных
организаций. 7 КЛАСС Социальные
ценности и нормы. Общественные ценности. Свобода и
ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм. Социальные нормы как регуляторы общественной
жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Принципы и нормы морали. Добро и зло.
Нравственные чувства человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка поведения
людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека. Право и его роль в жизни общества. Право и
мораль. Человек как
участник правовых отношений. Правоотношения и их особенности. Правовая
норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая
оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая
культура личности. Правонарушение и юридическая ответственность.
Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества. Права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты. Основы
российского права. Конституция Российской Федерации – основной
закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права. Основы гражданского права. Физические и
юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав
собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров.
Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты.
Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений. Основы семейного права. Важность семьи в
жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской
Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей. Основы трудового права. Стороны трудовых
отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение
трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса
несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности. Виды юридической ответственности.
Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Административные
проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и
дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность.
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции
правоохранительных органов. 8 КЛАСС Человек в
экономических отношениях. Экономическая жизнь общества. Потребности и
ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая система и её функции.
Собственность. Производство – источник экономических благ.
Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда.
Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы
предпринимательской деятельности. Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её
формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и
предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков. Предприятие в экономике. Издержки, выручка и
прибыль. Как повысить эффективность производства. Заработная плата и стимулирование труда.
Занятость и безработица. Финансовый рынок и посредники (банки,
страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги
финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции
и облигации. Банковские услуги, предоставляемые гражданам
(депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты).
Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав
потребителя финансовых услуг. Экономические функции домохозяйств. Потребление
домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования.
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план.
Способы и формы сбережений. Экономические цели и функции государства.
Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная
бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная
политика по развитию конкуренции. Человек в мире
культуры. Культура, её многообразие и формы. Влияние
духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура. Наука. Естественные и социально-гуманитарные
науки. Роль науки в развитии общества. Образование. Личностная и общественная
значимость образования в современном обществе. Образование в Российской
Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в
Российской Федерации. Понятие религии. Роль религии в жизни
человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и
мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации. Что такое искусство. Виды искусств. Роль
искусства в жизни человека и общества. Роль информации и информационных технологий в
современном мире. Информационная культура и информационная безопасность.
Правила безопасного поведения в Интернете. 9 КЛАСС Человек в
политическом измерении. Политика и политическая власть. Государство –
политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя
политика. Форма государства. Монархия и республика –
основные формы правления. Унитарное и федеративное
государственно-территориальное устройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности.
Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы,
референдум. Политические партии, их роль в демократическом
обществе. Общественно-политические организации. Гражданин и
государство. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные
направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия –
светское государство. Законодательные, исполнительные и судебные
органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава
государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации:
Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации.
Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие
коррупции в Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство
Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область,
город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление. Конституция Российской Федерации о правовом
статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. Человек в
системе социальных отношений. Социальная структура общества. Многообразие
социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе.
Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности. Функции
семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия – многонациональное
государство. Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании
и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений
поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Человек в
современном изменяющемся мире. Информационное общество. Сущность
глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия.
Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы
её улучшения. Молодёжь – активный участник общественной
жизни. Волонтёрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное
образование и карьера. Здоровый образ жизни. Социальная и личная
значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. Современные формы связи и коммуникации: как
они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества.